«Если режиссер ХОРОШО спит, значит ему не свойственны муки творчества и его ничего не волнует. А это тревожный сигнал»

Александр Иванов
Режиссер Санкт-Петербургского «Театра дождей», режиссер-постановщик пьесы «Зыковы» в Арзамасе
Александр Иванов

Перед премьерой спектакля «Зыковы» в поле нашего зрения попал режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Александр Иванов. И мы спешим познакомить с ним читателей «Арзамасской правды».

Александр, какое впечатление произвел наш русский провинциальный Арзамас на жителя северной столицы?

Самое приятное. Не так много я бывал в малых русских городах. И вот выпал случай. Кстати, Арзамас – не такая уж и провинция. Он представлен множеством высших и средних специальных учебных заведений, здесь много молодежи. Город стильный, самобытный. Что особенно понравилось, так это ходить в театр пешком с улицы Кольцова на улицу Кирова через парк. Это привилегия малых городов – совершать пешие прогулки на работу и обратно, никуда не торопясь и наслаждаясь жизнью. Жители мегаполисов передвигаются исключительно на транспорте, причем с приличным запасом времени на пробки и коллапсы. Кстати, в период репетиций «Зыковых» я однажды уезжал домой в Санкт-Петербург, а через какое-то время вернулся обратно и поймал себя на мысли, что возвращаюсь сюда, как к себе домой.

Какую оценку вы ставите арзамасским актерам?

В Арзамасе отличная труппа. Одни актеры отличаются хорошим образованием, другие – необычайной одаренностью. Да, уровень подготовки разный: есть опытные актеры, есть молодежь. Но потенциал хороший у всех. Главное, что они пошли за моими предложениями и мы услышали друг друга.

Через постановку пьесы «Зыковы» что вы хотели сказать зрителю? Какую мысль до него донести?

«Зыковы» – большая хорошая пьеса. Ее суть в том, что в момент сватовства отец принимает решение забрать невесту себе и «отнимает» ее у своего сына. Поэтому основная мысль, которую мы хотели донести арзамасскому зрителю, такова: «Путь к счастью у каждого свой». Один выбирает долг и совесть, другой – «хождение по головам», третий предпочитает не верность, а предательство.

Как рождался спектакль? Чем дышало закулисье от зарождения идеи до сдачи волнующего экзамена перед зрителем?

Вначале была проделана большая работа в кулуарах. Мы разобрали спектакль на части, долгое время обсуждали каждую фразу и отношения героев. Потом вынесли сцены в декорацию, стали выставлять свет, звук, работать над музыкальным сопровождением. В итоге всё зажило и «задышало». Сдача спектакля прошла успешно и премьерные показы укрепили нас в этой мысли. На мой взгляд, арзамасским актерам было интересно работать, как известно, «новая метла по-новому метет» (улыбается).

Многие считают, время театра прошло, его вытесняют ТВ и цифровые технологии. Но в театрах по-прежнему аншлаг. Ваш комментарий на эту тему.

Вряд ли они правы, что театр вытесняет телевидение. На мой взгляд, народ наоборот «наелся» телевизором и по-прежнему идет в театр. В Арзамасе один театр и там всегда аншлаг. В Санкт-Петербурге их более ста, и везде аншлаги. Зритель идет на те или иные постановки, читает афиши, выбирает, что в данный момент нужно его душе, ответ на какие вечные вопросы она пытается найти.

Как вы угадываете потребности театралов? Как понимаете, что требуется зрителю сегодня?

Если вы имеете в виду пьесу «Зыковы», ее выбирал не я, мне ее уже предложили. И чаще всего так оно и бывает. Режиссеру предлагают поставить тот или иной спектакль. Его задача в другом – искать что-то свое в пьесах, написанных, например, сто лет назад. Что интересно людям сегодня? Как правильно расставить акценты во время постановки? Ответы на какие вопросы предложить, а какие оставить для самостоятельного размышления зрителю?

Вы можете себе позволить вольную интерпретацию и обращение с материалом?

Да, я это приветствую. Не советую зрителю читать «Зыковых» до просмотра нашего спектакля, иначе он будет удивлен нашим расхождением с текстом пьесы. Для нас важно было передать дух произведения, а не сухо следовать за автором, который свыше 100 лет назад создавал замечательное произведение. Четвертое действие мы увидели по-другому: оживили, переделали его, представили в совершенно ином свете.

Чья оценка вам важна – своя собственная, ваших близких, кого-то из великих или коллег по творческому цеху?

Важна оценка коллег. Также дорого мнение людей не актерских и не режиссерских профессий, но знающих, что такое театр?! Я веду и свой собственный внутренний диалог по поводу «принял зритель спектакль или не принял, удивили мы его или не удивили, достучались до него или не достучались?» Всегда нужно помнить о зрителе.

Пять основных правил хорошего режиссера...

У меня их ТРИ: любить актеров; не останавливаться на достигнутом и в своем собственном развитии; плохо спать, потому что если ты хорошо спишь, значит муки творчества тебе не свойственны и тебя ничего не волнует. Это тревожный сигнал (смеется).

О чем мечтает режиссер Александр Иванов?

Много работать и постоянно вести разговор с Музой! Мне всего 27 лет – я полон сил, энергии, вдохновения и уже знаю, что хочу ставить дальше. Это пьесы «Визит старой дамы», «Заговор чувств» и спектакль «Гражданин фиолетовой республики».

В какой другой профессии вы еще себя представляете?

Я слишком четко определился и комфортно себя чувствую в этой профессии. Но если пофантазировать, то мультипликация мне видится какой-то сказочной и интересной профессией. Этот долгий процесс рисования героев, оживления их! Но, к сожалению, таланта мне не дано.

Будут ли у вас еще творческие проекты с арзамасскими актерами? Есть желание сюда возвращаться?

Поживем – увидим. А желание работать с арзамасскими актерами, цехами театра и руководством у меня не иссякнет никогда – у них у всех горит глаз!

Театр и газета в чем-то созвучны. Нашей газете уже 100 лет. Многие смеются, дескать, столько не живут, есть интернет, социальные сети. Примерно те же реплики звучат и в адрес театра. Чем вы объясните и нашу, и вашу «живучесть»? И есть ли будущее у печатных СМИ и наших замечательных театров с живой игрой?

Уже в вопросе заложен ответ – будущее ЕСТЬ! Книги и газеты будут читать с той же жадностью, что и 100 лет назад. И телевизор будут смотреть, и ходить в театры. Мир многолик и многогранен, сколько людей – столько и желаний. А «живучесть» наша – в душе, в натуральности «продукта», в его неподдельности, в пропаганде вечных ценностей, которые продолжают звучать и с театральных сцен, и с «живых» газетных страниц.

Александр Иванов окончил школу им. А. С. Грибоедова при Театральной академии (РГИСИ) г. Санкт-Петербурга, мастерскую кинорежиссуры В. С. Чутко в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, мастерскую народного артиста России К. С. Лопушанского в Высшей школе кинематографического мастерства. Работал на киностудии «Ленфильм», программным директором медиа-проекта IamRadio. В данный момент является режиссером петербургского «Театра дождей».

Спектакль «Зыковы» – первая постановка вне родного города. Работа в Арзамасском театре драмы была для режиссера одновременно увлекательной и сложной, однако оставила в душе исключительно приятные впечатления. Ими мы и попросили поделиться Александра в первую очередь с нашими читателями.

Фото из личного архива А. Иванова.
22 Сен 2017