Балетмейстер Константин Иванов: «Я верен школе русского балета»

Арзамасский зритель с восторгом принял балет «Золушка», который в ДК «Ритм» привез Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева. Спектакль по гамме эмоций и сложным техническим элементам был насыщенным, впечатляющим и ярким. «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева появилась в репертуаре театра в 2009 году.

Художественный руководитель театра, балетмейстер-постановщик, заслуженный артист России Константин Иванов и предположить не мог, что когда-то поставит такой спектакль на своей сцене и даже напишет либретто, но... Обо всем он рассказал нам перед показом балета.

– Первый вопрос гостю города всегда традиционный – ваши впечатления...

– Признаться, даже и подумать не мог, что ваш провинциальный городок такой красивый и современный. Впечатлило большое количество разных по архитектуре церквей. Очень понравилась недавно открывшаяся выставка «Любимые русские святые» в музее А.П. Гайдара. А главное – сразу удалось понять, что люди у вас гостеприимные и отзывчивые. Хочу выразить слова благодарности руководству ДК «Ритм» за помощь в организации нашего выступления на подмостках арзамасской сцены.

– У театра большой репертуар, почему нашему зрителю вы представляете именно «Золушку»?

– Чаще всего балетные труппы гастролируют с такими постановками, как «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», поэтому мы решили показать «Золушку». Это либретто исполняется в классическом варианте с определенной долей юмора. Действие на сцене динамичное: вальсы, галопы, прыжки, вращения, много добавлено комических эффектов. К примеру, роль мачехи исполняет мужчина, который юмористично передает характер хабалистой тетки.

– Интересно узнать ваш взгляд на радикально измененную «Золушку» известного питерского хорео­графа А. Ратманского, у которого фея – нищенка, отец Золушки страдает алкоголизмом, на сцене прыгают панки. Мнения публики не однозначны...

– Хорошо знаю его творчество, он состоявшийся востребованный хореограф, который много работал за границей и пропитался западной хореографией. Но я – ценитель нашей культуры и верен школе русского балета. Язык классического танца понятен и взрослым, и детям. Балет, конечно же, должен идти в ногу со временем, но не терять при этом главного – своей одухотворенности.

– То есть вы совсем не приемлите «осовремененные» постановки?

– Не так давно я был в жюри Всероссийского конкурса артистов балета (к слову, исполнители нашего театра – в числе победителей). В составе судей были и «классики» (это мы – воспитанники Большого театра), и представители современной хореографии. Оценивая исполнителей в номинации «Современный танец», глядя на «ползающих» по сцене танцоров, я себе говорил «какой ужас!», а сидящий рядом со мной коллега восклицал «как здорово!». Если мне чья-то постановка, игра – не по душе, то это, конечно же, не значит, что это сделано неправильно или неинтересно.

– Как шла творческая работа по созданию «Золушки»? В полном взаимопонимании с танцорами?

– Это был госзаказ, за который, честно скажу, я взялся с большой неохотой. Два месяца ходил в наушниках, слушая прекрасную музыку Прокофьева, создавая свою «Золушку». И так влюбился в это произведение, вошел в такой творческий азарт, что сумел им зарядить весь коллектив. Поэтому работа над постановкой шла легко, интересно и весело: пьеса (а либретто – это пьеса) получилась доброй, красивой, комедийной.

– Известно, что ваш коллектив много гастролирует и в городах России, и за рубежом. Везде тепло принимают?

– Зритель всегда будет благодарен, если чувствует искреннюю игру артиста. Это даже не зависит от того, какие на нем костюмы и какие вокруг него декорации. В Мюнхене был случай, когда пожарные заставили нас снять все до единой декорации (у нас были соответствующие документы только на русском языке, а они требовали на немецком). Балетные артисты танцевали «Лебединое озеро» в пустом черном зале, передавая сюжет лишь эмоциональной игрой и костюмами. Зритель подумал, что такова задумка, и в итоге зал аплодировал стоя.

– Постановки вашего театра отличаются многоплановостью, масштабностью. Как вмещается ваш размах на небольших сценах по сравнению с театральными. К примеру, у нас в ДК «Ритм» танцорам хватит места «для полета»?

– У меня всегда вызывает сожаление тот факт, что на маленькой сцене невозможно сделать объемные декорации. И все же они всегда присутствуют – красочные, меняющиеся по сюжету, разноплановые. А что касается игры на арзамасской сцене, то танцоры репетировали, и за ее пределы никто «не вылетел» (шутливо смеется).

– О балете как вечной ценности говорит тот факт, что в зрительном зале всегда присутствует молодежь...

– Это так. Но молодежь идет не только в театр оперы и балета, она идет и в сам балет. При театре более 20 лет работает своя профессиональная школа, в которой хотят учиться очень многие мальчики и девочки. К слову, артисты «Золушки» – это все выпускники балетной школы Марийского театра.

Настоящий балетный мир требует полной самоотдачи душевной и физической, но очень красив музыкой, артистами, декорациями. Дает возможность за минуты прожить чьи-то целые жизни как артисту, так и зрителю. За это мы его и любим.

 

15 Ноя 2019
Фото автора