Первым делом – самолеты!

Так называется экспозиция, недавно открывшаяся в музейно-выставочном центре Арзамасского района. Посвящена она 75-летию создания легендарного советского истребителя Ла-5

22 июня 1941 года ранним утром без объявления войны нацистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Тяжелейший урон понесла советская авиация: огромное количество советских самолетов было уничтожено на земле, так и не успев подняться в воздух для адекватного ответа врагу. Министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс объявил, что советская авиация разгромлена. Несмотря на самоуверенные заявления фашистов, советская авиация не просто была, но была победоносна!

Лучшие умы конструкторских бюро страны работали над созданием новых моделей самолетов, способных в бою превосходить авиационную мощь противника. В их числе был и дважды Герой Социалистического Труда С.А. Лавочкин, бывший в 1940–1945 годах начальником конструкторского бюро в городе Горьком. Одной из самых удачных его разработок стал истребитель Ла-5. Обладая простой конструкцией, самолет отличался удивительной надежностью, оставался в строю даже после нескольких прямых попаданий противника. На Ла-5 совершали свои подвиги Герои Советского Союза Алексей Маресьев и Иван Кожедуб.

У Арзамаса и Арзамасского района с Ла-5 связаны особые воспоминания. В тяжелые для всей страны годы войны по инициативе арзамасских школьников было собрано на самолет для советских летчиков 160 тысяч рублей. На эти деньги купили самолет модели Ла-5, который получил название «Арзамасский школьник». Главнокомандующий И.В. Сталин прислал благодарственную телеграмму. Самолет был передан летчику А.И. Максименко, асу эскадрильи «Валерий Чкалов».

Передавая самолет, ребята дали наказ пилоту нещадно бить врага. Наказ был выполнен. За время войны «Арзамасский школьник» принимал участие в десятках боев и сбил 20 самолетов противника. Уже в ожесточённых боях на орловском направлении Максименко лично сбил пять вражеских самолётов, за что был награждён орденом Красного Знамени. Вскоре в Арзамас пошли письма. Летчики писали: «Спасибо за подарок, самолет бьет врага. Напишите, как учитесь и трудитесь? Как помогаете фронту?» Сколько же радости эти письма принесли пионерам!

Пилоты самолета «Арзамасский школьник» участвовали также в трудных боях в первые дни контрнаступления войск Брянского фронта. Некоторое время спустя группа лётчиков 160-го авиаполка сообщила арзамасским школьникам, что их новый друг полностью выполнил пионерский наказ, и поблагодарила школьников за их патриотический поступок. Самолет прошел всю войну и не был сбит. На его фюзеляже красовались 20 звездочек – по числу сбитых самолетов.

На территории Арзамасского района в годы войны размещался Первый запасной истребительный авиационный полк, пилоты которого проходили стажировку на новых боевых самолетах Горьковского авиационного завода, а затем отбывали на фронт для участия в боевых действиях против ненавистного врага. Аэродром находился на землях Васильева Врага, Охлопкова, Выездного. В экспозиции музея немало предметов, фотографий и документов, связанных с историей этого полка.

В день открытия новой экспозиции в музейно-выставочном центре собрались жители р.п. Выездного, школьники и студенты. В эту встречу они получили от сотрудников много интересной информации по теме, услышали воспоминания очевидцев. Председатель районного совета ветеранов А.А. Гришин рассказал о проделанной поисковой работе в отношении захоронений летчиков на территории района.

Время уходит, но люди помнят о событиях времен Великой Отечественной войны и хранят уникальные документы, фотографии и предметы. Благодаря этому история страны и края становится более полной и подростки узнают о ней не только со страниц учебников.

 

2 Окт 2018