Примеры духовно-нравственного воспитания

Примеры духовно-нравственного воспитания

Недавно президент нашей страны в одном из выступлений чётко обозначил основные направления работы образовательных учреждений. Приоритетным он отметил духовно-нравственное и патриотическое воспитание, тем самым ставя воспитательный процесс на первое место во всех образовательных учреждениях. В соответствии с этим хочется опереться и на слова известного педагога нашего времени И.А. Ильина, который говорил, что настоящим гражданином страны скорее станет не тот, кто много знает, а тот, кто правильно воспитан. Я думаю, что это бесспорная истина. В принципе, вся наша советская педагогика, да и совсем недавняя российская, была солидарна с такой постановкой вопроса. Не будем говорить о том, как всё это было разрушено и к чему привело... Всё это видно невооружённым глазом.

Однажды на сельском собрании, проходившем в нашей местности, присутствующий священник из города, явно не ожидая положительного ответа, спросил, обращаясь, как мне показалось, прежде всего к родителям и школе: «Воспитанием не занимаетесь... Много ли вы родили и воспитали батюшек в вашей-то местности?» Все почему-то тихо, скромно промолчали, хотя знали ответ. Не озвучили его в первую очередь потому, что сам священник не хотел услышать другого ответа, кроме «нет». Так вот: трёх будущих батюшек воспитали и образовали в нашем глухом краю семья и школа.

Образовательный путь батюшки Сергия (Зеленова) был непростым: после окончания 9 классов школы совсем юный домашний мальчик поступил в Выксунское духовное училище за десятки километров от дома. Было тяжело, но он не только не оставил трудной стези, а продолжил образование в духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. Конечно, не обошлось без наставников и благодетелей. Но многим молодым людям давай хоть тысячу помощников, ничего не получится. После окончания семинарии Сергий женился, у них родились две дочки. Служба священника сродни службе военного – куда направят, туда и поедешь служить. Батюшку Сергия направили по распределению в Магадан, жена с малыми детьми отправилась за ним в суровый край на два года. Там, на севере, родилась третья дочка.

После проверки на «прочность» о. Сергия определили на службу в один из московских храмов «Введение во храм Пресвятой Богородицы», где он служит по сей день клириком в сане иерея. Дочки подрастают, наряду с обучением в светской школе ходят и в воскресную школу. Семья постоянно приезжает в Никольское к родителям в отпуск, и о.Сергий старается хоть один разок да провести в родном селе службу в храме. Надо сказать, что село мгновенно облетает весть о том, что служить будет о. Сергий. Все с нетерпением ждут этого дня и стараются обязательно прийти к батюшке, приходят молиться даже те, кто редко посещает храм. Жители Никольского любят батюшку Сергия. Его красивый баритон, внешность, добрая улыбка и доброжелательность к каждому прихожанину, проникновенные проповеди, спокойный голос, располагающий к молитве, заставляют любить церковные службы и с радостью посещать их.

У батюшки Ильи (Родина) путь к Богу был несколько иным. После школы он поступил в Нижегородскую сельскохозяйственную академию. Ещё обучаясь, он понял, что это не его призвание, но вуз окончил успешно. В этот же год о. Илья поступил в Нижегородскую семинарию. Конечно, с благословения родителей. Путь в храм растянулся на десять лет, но будущий батюшка стоически все выдержал.

Женился. По распределению попал служить клириком в маленький храм, что на территории Нижегородского кремля, потом его направляли в другие нижегородские храмы. Сейчас он проводит службы в сане иерея в одном из храмов Нижнего Новгорода – в Гнилицах. Моя подруга часто посещает этот храм. Она счастлива, что ей приходится общаться с о. Ильёй. Рассказывает, что прихожане очень любят своего батюшку, после службы остаются в храме, чтобы побеседовать с ним, получить ответы на волнующие их вопросы. Он никому не отказывает в духовной помощи и утешении.

У батюшки две дочки, они учатся в одной из Нижегородских православных гимназий. Как только выпадает свободное время, о. Илья с семьёй приезжает на малую родину, в Селёму. У него есть здесь свой дом, оставшийся после деда – священника Селёмской церкви. И прихожане Селёмского храма тоже с радостью ждут служб, которые будет проводить батюшка Илья. Все сходятся во мнении, что он необыкновенно набожен и своей верой в Бога делится с людьми. Когда он ведет службу, у прихожан наступает необыкновенное благоговение, умиротворение, какое-то тихое, спокойное, радостное чувство. Из храма выходишь одухотворённым и окрылённым.

Судьба батюшки Сергия (Жулина) была предопределена ещё в ранней юности. О другой жизненной стезе он даже и не помышлял и после окончания школы поступил в духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры. Время было смутное, духовное образование молодёжи, мягко говоря, не приветствовалось, были непонимания среди окружающих. Сказать, что будущему батюшке было непросто, – ничего не сказать. Но он всё преодолел.

Сейчас о. Сергий настоятель в чине протоиерея храма Владимирской Божией Матери, что рядом с автостанцией. На его службы всегда собирается очень много прихожан не только из Арзамаса, но и из окрестных сёл. Внутренняя природная простота в обращении с людьми, необыкновенная доброта и милосердие, в то же время строгость, желание помочь каждому нуждающемуся в его покровительстве и утешении снискали ему большую любовь прихожан, бывших односельчан и всех окружающих его людей.

Много времени и сил батюшка уделяет воспитанию подрастающего поколения, являясь 12 лет бессменным духовником Арзамасской православной гимназии. Своей строгостью и правильным исполнением своих обязанностей он заслужил уважение и непререкаемое почтение гимназистов, преподавателей и родителей. При его храме действует воскресная школа, наверное, самая большая по численности во всём Арзамасском крае: в ней обучается более ста человек. Ему обязаны своим открытием и целый ряд воскресных школ и православных классов в городе и районе. У батюшки Сергия есть духовные чада, которые пошли по его стопам: некоторые стали священниками, иные посвятили себя православной жизни. Арзамасский край должен быть благодарен ему за восстановление храмов на нашей земле. Это Владимирская церковь, церковь Святого Духа. Он приложил свои старания для открытия и строительства храма в воспитательной колонии на Высокой горе, многих других храмов и часовен в городе и районе. Всё это огромный духовный и физический труд батюшки Сергия, который он делает во славу Божию и для людей.

Батюшка женат, имеет трёх дочерей, которые уже определились в профессии (иконопись – средняя, две другие – медицина).

Тихо, скромно живут в нашей местности три семьи, три матери, родившие и воспитавшие трёх батюшек. Я преклоняюсь перед родителями, а особенно перед матерями, родившими и воспитавшими таких сыновей. Екатерина Петровна Жулина проживает в с. Костылихе, Наталья Алексеевна Родина – в с. Селёме, Полина Николаевна Зеленова – в с. Никольском. Простые женщины, правильно понявшие суть воспитания. Они ни в коем разе не считают себя героинями, они просто исполняли и исполняют свой материнский долг.

Секретов в их воспитании никаких нет: приучение с ранних лет к труду, наказание за проступки, привитие не только уважения и любви к ближним, но и почтения, беседы о Боге, знакомство с житиями святых, посещение вместе с детьми храма. Вера в Бога у этих женщин была в душе, а дети это всегда чувствуют. Конечно, немалую роль сыграла в их воспитании и школа, педагоги, которые с большим усердием и пониманием внедряли в жизнь уникальную, не имеющую аналогов, воспитательную программу по духовно-нравственному и православному воспитанию детей.

Я привела, конечно, самые яркие примеры духовно-нравственного воспитания из моей педагогической практики. В результате единого подхода к воспитательному процессу семьи и школы на основе русских православных духовных традиций из наших сёл вышло немало выпускников, которыми стоит так же гордиться, как этими тремя батюшками.

 

29 Июл 2022