Любить разумно – главный принцип воспитания детей любого возраста

И.М. Чеснокова
Воспитатель детского сада № 34 «Чиполлино»
И.М. Чеснокова

На августовской конференции педагогов Инна Михайловна Чеснокова была награждена за свой многолетний добросовестный труд Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.

В детском саду она работает уже 21 год. Пришла сюда сразу после окончания факультета дошкольного образования педагогического института. «Трудолюбивый, творчески относящийся к своему делу человек, прекрасно разбирается в процессе становления и развития мыслительной деятельности дошкольников», – говорят о ней коллеги. Её воспитанники не раз одерживали победы в конкурсах различных уровней, и сама Инна Михайловна является победителем районного и регионального конкурсов методических разработок по экологическому, духовно-нравственному воспитанию, имеет медаль Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель», призовой Диплом конкурса «Воспитатель года-2014». В настоящий момент активно включилась в реализацию грантового проекта «От чистого истока» международного конкурса «Православная инициатива».

В канун профессионального праздника мы попросили Инну Михайловну ответить на несколько вопросов.

Инна Михайловна, вот Вы сразу после института пришли в «Чиполлино» и с тех пор ни разу не возникало мысли о смене профессии или о переходе в другое дошкольное учреждение?

Меня здесь очень тепло встретили и заведующая Р.К. Сыткина, и методист Л.И. Калинина, и воспитатели. Они помогали исправлять все просчёты, недочёты в работе, которые допускала на первых порах. Вообще я всегда чувствовала мощную поддержку коллектива. Поэтому о смене места работы и речи быть не могло так же, как и о смене профессии. У меня мама воспитатель. И я сама, наверное, уже с детского сада знала, что буду только воспитателем.

Отличаются ли сегодняшние Ваши воспитанники от тех, кто посещал детский сад 20 лет назад?

Конечно. Причём есть и плюсы, и минусы. Нынешние намного активнее, раскованнее, общительнее, даже, наверное, сообразительнее своих сверстников того прежнего времени. Но нередко эта раскованность и активность переходят рамки дозволенного, и тут уже надо применять соответствующие меры.

А именно?

Кипучую энергию направить в нужное русло. Стараемся вовлечь их в различные проекты, конкурсы: «Я – исследователь», «Живая книга», «Я познаю мир» и другие.

А ещё приходится учить их играть. Современные дети в большинстве своём, к великому сожалению, не умеют этого делать. Дома они завалены игрушками, а что с ними делать, дети не знают. Вот они на прогулке сидят в песочнице и пока с ними не начнёшь разговор, не придумаешь какую-нибудь историю про песочный город, про сказочных человечков или ещё что-то в этом роде, они в песочнице заскучают или начнут шалить.

Значит, обилие игрушек нежелательно?

Игрушка должна быть функциональной. Если она не востребована малышом, то её лучше убрать в дальний угол, в шкаф. И вынуть тогда, когда о ней вспомнят, когда она понадобится для какой-то игры.

Это правда, что сейчас девочки почти не играют в куклы?

Да, это теперь большая редкость, когда девочка не расстаётся с куклой, катает её в коляске, кормит, пеленает, то есть воображает себя заботливой мамой, хозяйкой, как было раньше. Девочки предпочитают в игре каких-нибудь зверушек или «мультяшных» персонажей. И машины. Мальчики не играют в войну с солдатиками, то есть не входят в роль воинов, защитников, а также интересуются больше всего машинами. И это, между прочим, говорит о многом: о приоритетах в семье, о нравственных ориентирах.

Мы своими методами пытаемся направить вектор воспитания в несколько иное русло. На это нацелен, кстати, проект «От чистого истока», в котором мы принимаем сейчас участие. Его задача – возрождение наших вековых православных традиций, семейного уклада, где во главу угла ставится почитание родителей, воспитание чувства любви к Родине, уважения к старшим и так далее.

Всё-таки лучше было бы, если бы наши дети были спокойнее. Ведь гиперактивность это ещё полбеды, многие воспитатели жалуются, что сейчас дети просто нервные, истеричные даже. В чём причина?

Ну на этот вопрос, наверное, лучше бы ответить психологу. Единственное, что могу сказать, надо заботиться о том, чтобы ребёнок был спокойным, ещё когда он находится в утробе матери. Беременная женщина должна свести до минимума и разговоры по сотовому телефону, и работу с компьютером, и громкую будоражащую музыку слушать ей не рекомендуется, и фильмы страшные смотреть тоже. Конечно, не участвовать в скандалах и конфликтах. Но кто сейчас об этом задумывается?

А как преодолеть упрямство и непослушание в малышах?

Нужно быть последовательными в своих требованиях, добиваться, чтобы предъявленное требование было выполнено, не идти каждый раз на поводу у ребёнка, не превращать его в центр вселенной, что сейчас происходит практически в каждой семье. То есть любить разумно, а не слепо.

Когда Вы испытываете самое большое чувство удовлетворения от своего труда?

Самая большая радость – видеть своих выпускников на открытом уроке в первом классе начальной школы, когда они активно работают, отвечают на вопросы учителя и заслуживают его похвалы. Здесь я вижу плоды и своего труда тоже. Это очень приятно.

 

Фото из архива детского сада №34.
26 Сен 2017