«Наши дипломы котируются, так как мы работаем не вдогонку, а на опережение»

Е. Г. Моисеева
Ответственный секретарь приемной комиссии АПИ (филиала) НГТУ имени Р. Е. Алексеева

Совсем скоро в России будет дан старт новой приемной кампании в высшие учебные заведения нашей страны. Но уже сегодня выпускники и их родители озабочены выбором будущего вуза, ведь секрет успешной карьеры уходит своими корнями в правильно принятое решение на тему «Куда пойти учиться?»

Одним из наиболее востребованных и котирующихся вузов в Арзамасе является АПИ НГТУ. О качестве образования, новых правилах приема, дальнейшем трудоустройстве выпускников и о многом другом мы побеседовали с ответственным секретарем приемной комиссии политехнического института Е. Г. Моисеевой.

– Елена Геннадьевна, в этом году изменилась процедура зачисления...

– Теперь для подачи документов в вуз одного оригинала аттестата недостаточно. Абитуриент должен оформить новый документ – «Согласие на зачисление», где он указывает выбранное направление и форму обучения. Причем в течение всей приемной кампании этот документ в один вуз можно подать только два раза, то есть шанс изменить направление подготовки предоставляется только один раз. Подать согласие на зачисление можно сразу вместе с заявлением о приеме и оригиналом аттестата либо, наблюдая за списком абитуриентов, ждать до указанных в правилах приема конечных сроков. В этом году они следующие: для приоритетного этапа (целевики, победители и призеры олимпиад, сироты, инвалиды) – до 18 часов 28 июля, для общего конкурса – до 18 часов 1 и 6 августа. Причем участие в конкурсе на целевые места является первым из двух возможных согласий на зачисление. Если передумал и решил участвовать в общем конкурсе, определиться с направлением обучения можно только еще один раз. Это касается и других приоритетных зачислений (победители и призеры олимпиад, сироты, инвалиды).

– Назовите, пожалуйста, несколько конкурентных преимуществ АПИ НГТУ, которые ложатся в основу выбора будущих студентов?

– Перед выпускниками всех времен стоял не только один вопрос «Куда пойти учиться», но и второй «Куда пойти работать». И в этом отношении наш вуз незаменим: у нас теория сочетаются с практикой в производственных цехах и лабораториях предприятий-партнеров, которыми до сих пор востребованы инженеры-технологи, инженеры-прибористы, инженеры-электроники, инженеры-математики. Очень часто образовательный процесс переносится в условия промышленного производства на предприятия города, что повышает уровень подготовки будущего специалиста, его востребованность. Наши выпускники чаще всего не задумываются, куда пойдут работать, они знают это с первого курса, так как второе наше преимущество – это целевой набор.

– Кто решает, сколько мест будет отдано под целевой прием?

– Квота целевого приема ежегодно устанавливается Министерством образования и науки РФ. В рамках выделенной квоты вуз определяет количество целевых мест. АПИ НГТУ работает по плану подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса, а по некоторым направлениям подготовки у нас 100-процентный целевой набор. В этом отношении мы сотрудничаем с АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина, ОАО «АНПП «Темп-Авиа», ЭМЗ имени В. М. Мясищева (г. Жуковский Московской области). Предприятия готовы принять участие в целевом наборе с заявкой на 61 абитуриента (41 бакалавр и 20 магистров), что значительно больше, чем в прошлом году. Будут открыты места на направлениях подготовки: «Конструирование и технология электронных средств», «Приборостроение», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

– Что необходимо для поступления в вуз по целевому направлению?

– Абитуриенту следует обратиться на предприятие, представившее заявки на подготовку кадров, и написать заявление на участие в конкурсе на целевые места. Отбор претендентов осуществляет работодатель. При положительном результате абитуриент (до 18 лет с родителями) заключает с предприятием договор о целевом обучении, что дает право зачисления по целевой квоте независимо от общего конкурса.

– Получают ли дополнительные баллы при поступлении абитуриенты с отличным аттестатом и награжденные медалью?

– Аттестат с отличием – это бланк особой формы, он и является основанием для начисления дополнительных баллов. Также дополнительные баллы будут начислены за аттестат, содержащий сведения о награждении золотой и серебряной медалью, и за диплом о среднем профессиональном образовании с отличием.

– Что еще должно быть в портфолио будущего студента для получения дополнительных баллов?

– Участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых в НГТУ.

– Можно ли забрать документы из вашего вуза, если абитуриент передумал туда поступать?

– Абитуриент пишет заявление об отзыве документов с указанием способа их возврата. Вуз обязан возвратить их в течение двух часов после этого. Если время работы приемной комиссии к тому моменту истекает, документы вернут на следующий день в первые два часа работы приемной комиссии.

– Абитуриент заканчивает колледж, хочет поступить в ваш институт. Но его призывают в армию. Может ли он подать документы?

– Он имеет право подать документы, поступить в вуз, а на время службы в Вооруженных силах оформить академический отпуск.

– Будут ли вами приниматься документы для поступления в электронном виде?

– Поступающим в наш вуз будет предоставлена возможность подать документы дистанционно с 20 июня на сайте в разделе «Абитуриентам». Можно отправить документы и обычной почтой (заявление, ксерокопии паспорта и аттестата, диплома).

– Каковы условия обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями?

– Год назад появился портал www.wil.ru, где представлена самая полная информация об инклюзивном высшем образовании.

– Выпускникам и родителям интересно, как организован учебный процесс, какова учебная нагрузка, соотношение аудиторных и самостоятельных занятий?

– На очном отделении студенты учатся пять дней в неделю по 3–4 пары ежедневно. На каждом курсе студенты занимаются по 2 семестра – осеннем и весеннем, каждый из которых заканчивается зачетной неделей, затем проходит экзаменационная сессия, после которой студенты уходят на учебную/производственную практику, а далее на каникулы. Студенты вечернего отделения с 2015–2016 учебного года учатся по 3 сессии в год, между которыми в выходные дни для студентов организуются консультации. Студенты-заочники учатся 4 сессии в году (поочередно – лекционная, экзаменационная). На дневном отделении примерно половина объема работы студентов приходится на аудиторные занятия и контактную работу с преподавателем, половина – на самостоятельное изучение учебного материала. На очно-заочном отделении процент самостоятельной работы увеличивается до 60–65 процентов, на заочном – до 80–85 процентов.

– Качественные знания подразумевают и получение практических навыков. Какие лаборатории вовлечены в учебный процесс, какие навыки отрабатывают в них студенты?

– Один из главных аспектов подготовки инженера – проверка им своих знаний на практике, работа в лабораториях института над реальными образцами изделий. Совершенствование материально-технической базы лабораторий АПИ происходит как за счет бюджетных и собственных средств, так и благодаря участию в этом процессе АО «АПЗ имени П.И. Пландина», ОАО «АНПП «Темп-Авиа» и других предприятий города и победам в государственных грантовых конкурсах. Например, в межкафедральной лаборатории «Технология машиностроения» студенты приобретают навыки по написанию управляющих программ по обработке заготовок на малогабаритных настольных станках: токарном двухкоординатном с ЧПУ НТ-2Ф3; фрезерном трехкоординатном с ЧПУ НФ-3Ф4. Моделируют ситуации автоматизации технологических процессов с помощью учебного робота с пятью степенями подвижности (УР6/5) с компьютерным управлением и техническим зрением. Оценить качество поверхностей заготовок студенты могут с помощью специального прибора для измерения шероховатости MarSurf PS1. Межкафедральная лаборатория «Безопасность жизнедеятельности» оснащена типовым комплектом учебного оборудования «Электробезопасность в трехфазных сетях переменного тока с изолированной и заземленной нейтралью» БЖД-01/02; типовым комплектом учебного оборудования «Исследование сопротивления тела человека» БЖД-04. Тренажер ВИТИМ 2-02 позволяет освоить навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в результате несчастного случая на производстве. Портативная многофункциональная измерительная система «Экофизика-ЭкоМаксима» позволяет фиксировать излучения, например, от компьютеров, что важно при аттестации рабочих мест. Лабораторные работы по дисциплинам «Материаловедение», «Технологические процессы в машиностроении», «Технология производства ЭС» также часто проходят непосредственно на производстве. В институте действуют и множество других лабораторий, позволяющих проводить современные и уникальные исследования.

– Как налажено взаимодействие с предприятиями? Где проходят студенты производственную практику?

– При подготовке инженеров высокой квалификации технический вуз просто не может обойтись без совместной работы с промышленными предприятиями. АПИ НГТУ – не исключение. АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина», ПАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «АНПП «Темп-Авиа», ОАО «Транспневматика» и другие принимают на практику наших студентов, специалисты предприятий консультируют их при написании выпускных квалификационных работ, стимулируют их научную активность. Учебными планами каждого направления подготовки предусмотрены различные виды практик: учебная, производственная, преддипломная, которые проходят на промышленных предприятиях Арзамаса и области.

– В сентябре 2015 года на Арзамасском приборостроительном заводе имени П.И. Пландина состоялось открытие базовой кафедры АПИ НГТУ «Инновационные промышленные технологии», а в вашем вузе появилась новая специальность «Инноватика»...

– Открытие кафедры – результат многолетнего стратегического сотрудничества АПЗ и АПИ НГТУ. Она создана с целью подготовки специалистов для решения конкретных практических задач производства, таких, как разработка новой техники, внедрение ее в серийное производство и другие. Акцент в работе сделан именно на потребности АПЗ. С 2015 года в нашем институте реализуется образовательная программа по направлению подготовки «Инноватика». Это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации, управлении инновационными проектами. Специалист в области инноватики одновременно совмещает знания и умения инженера и экономиста-менеджера. Как инженер он обладает качествами разработчика новой продукции, как экономист способен оценить эффективность нововведения, знает, как и где его можно реализовать. Спецификой этой образовательной программы является подготовка специалистов, способных на высоком профессиональном уровне заниматься инновационной предпринимательской деятельностью и управлять инновационным процессом на протяжении всего его развития – от исследований и разработок до запуска в производство и вывода нового продукта на рынок.

– На какие предприятия приглашают работать выпускников АПИ НГТУ?

– Это промышленные предприятия нашего города и области. Кроме того, выпускники АПИ успешно работают на предприятиях и в организациях Москвы, Жуковского, Ульяновска, Саранска, Сарова, Уфы и многих других городов России и ближнего зарубежья. По результатам мониторинга эффективности вузов, проводимого Минобразования и науки РФ, трудоустройство выпускников нашего вуза составляет от 85 до 95 процентов по различным направлениям подготовки.

– Студент должен быть сыт, жить и учиться в комфортной обстановке, иметь интерес не только к учебе, но и к жизни, испытывать интерес к культуре, спорту, театру, в общем, гармонично развиваться. Как у вас обстоят дела с инфраструктурой, отдыхом, досугом студентов?

– У нас имеется общежитие, в вузе – всегда горячие обеды. Функционируют музыкальная, театральная студии, танцевальный кружок, множество спортивных секций. Регулярно проходят КВНы, дни первокурсника, конкурсы «Мисс и мистер политех», чемпионаты по футболу и мини-футболу, дни открытых дверей. Существует тесная связь студентов и преподавателей (сказывается специфика небольшого вуза). Студенты имеют возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью, участвовать в научных конференциях, симпозиумах, семинарах. Проводим мы вместе со студентами и большую профориентационную работу в игровой и занимательной формах. С уверенностью заявляю – в наших стенах скучать не придется. У нас большая мотивация не только к получению традиционной стипендии за учебу на четыре и пять, но и повышенной стипендии по балльной системе за активное участие в культурно-массовых, спортивных, творческих, научных мероприятиях. Кстати, на Горьковском море у нас есть лагерь «Ждановец» для отдыха студентов, где многие занимаются парусным спортом и посещают там яхтовый клуб. Мы заботимся не только об успеваемости студента, но и о его душе. Знаем каждого в лицо, интересуемся его успехами и личностными предпочтениями, стараемся рассмотреть тот или иной талант, раскрыть его в полной мере.

– Работники вуза всегда обращаются к будущим студентам с наставлением. Вы желаете поделиться с ними какой-либо мудростью?

– Каждый человек должен перед собой ставить амбициозные цели. Без великих целей не будет великих достижений. Корабль, который не знает, куда плывет, никогда не придет в гавань. Пусть студенты, которые придут в наш вуз, мечтают стать министрами, нобелевскими лауреатами, профессорами и ректорами. Это хороший стимул для постоянного профессионального роста и самосовершенствования. Что касается будущей профессии, надо любить выбранный институт, дело, которому вы решили посвятить свою жизнь, людей, которые сыграют большую роль в вашей карьере. Ждем всех вас в стенах нашего вуза и будем очень рады передать вам все свои знания.

 

 

 

 

Фото Н. Чуркина
25 Мар 2016