«Научите детей соблюдать хотя бы основные законы движения по жизненному пути»

Георгий
Митрополит Нижегородский и Арзамасский

Как мы уже сообщали, недавно митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий встретился с педагогами Арзамасского района. Красной нитью в его обращении к присутствующим на встрече прошла мысль о том, что сегодня жизненно необходимой, стратегически важной задачей для всего нашего общества и особенно для педагогов является сохранение духа Святой Руси, христианских ценностей. Россия – это последний духовный форпост православия, к которому современный цивилизованный западный мир всё настойчивее и настойчивее предъявляет свои претензии. Мы демократичны и лояльны, а вы нет, говорят нам. Почему вы не идёте за нами, почему не берёте с нас пример? Признайте однополые браки, создайте институт ювенальной юстиции, живите по нашим лекалам, тогда мы с вами будем дружить, будем вам помогать. Такое уже было во времена святого благоверного князя Александра Невского. Католики предложили русским отказаться от православной веры, принять их догматы, но получили от князя резкий отпор. Нашествие Запада Россия претерпевала ещё не раз, но всегда одерживала победу. Выстоим ли сейчас, зависит от нас, от нашей способности обозначить проблему и найти пути её решения.

На все заданные участниками встречи вопросы владыка ответил подробно и обстоятельно. Вот некоторые фрагменты состоявшегося разговора.

– Что значит здоровый православный образ жизни?

– Жизнь – это дорога, чтобы двигаться по ней, надо не только уметь управлять транспортными средствами, но хорошо знать и выполнять правила дорожного движения, для нас это – Закон Божий. А мы этих правил и не знаем, и не соблюдаем, а значит без ДТП, без катастроф и аварий не можем ехать по дороге жизни. Детей воспитываем эгоистами, когда вырастают, они не способны жить в семье. И женщины, и мужчины. Я говорю женщинам: не упрекайте мужчину, не ставьте себя выше, чтобы он домой спешил с радостью, рожайте детей, они – цемент семьи. Мужчинам говорю: будьте ответственными за семью, которую вы создали, за детей. Кто, как не вы, воспитаете их? Но кто меня слышит? Об этом надо было говорить раньше. Кто об этом говорит в семье, в школе? Кто говорит о том, что одеваться девушкам надо скромнее, чтобы их полюбили за душу, а не за объём груди. Не хочешь быть брошенной, храни чистоту, целомудрие. Это закон. Почему его современные девушки не знают? Молодой человек тоже должен хранить целомудрие. Так было во все времена, и настоящие мужчины знали: если соблазнил девушку, то должен на ней жениться. Не хочешь жениться – воздерживайся от связи. А сейчас сами взрослые толкают своих детей к блудному сожительству, не удерживают, не вразумляют, а одобряют: поживите, мол, пока без регистрации, без венчания, попробуйте. В итоге уже в самом начале жизни нарушены все правила, все законы, и после этого мы ещё спрашиваем, почему у нас столько разбитых судеб, брошенных детей, столько распавшихся семей, столько абортов. И после этого мы ещё хотим быть счастливыми?

Научите детей соблюдать хотя бы основные законы движения по жизненному пути: не убивать, не красть, не завидовать, не лжесвидетельствовать, не блудить, почитать родителей. Убедите их, что в этом и есть залог успешной, счастливой жизни, вот главная задача и семьи, и школы.

– Смотрите ли вы художественные фильмы, если да, то какие?

– Специально не смотрю. Иногда только, бывая в командировках, живя в гостиницах. Как-то увидел фильм «Слепой» и ужаснулся. Сплошные убийства в каждой серии. Для главного героя (а это положительный герой) убить человека ничего не стоит, как курицу зарезать. Вы представляете, что вынесут из этого фильма дети, которые всегда заточены на положительного героя: убийство – это обычное дело, важно только мотивацию определить. Режиссёра, сценариста этого фильма нужно судить как преступников, потому что создавать и демонстрировать такие фильмы – преступление.

Мне близки патриотические, философско-богословские фильмы, такие, как «Покаяние», «Пурга», «Остров», нравятся и лирическо-романтические. В своё время с удовольствием смотрел фильм «Москва слезам не верит».

– Какие темы нужно обсуждать в православной семье с детьми?

– Каждому возрасту – своя беседа. Взаимоотношения людей, конечно, в первую очередь должны интересовать. Что я помню из своего детства? У нас в семье было шестеро детей, папа – фронтовик, мама – домохозяйка. Мама мне говорила: «Кто-то тебе не нравится, кто-то мешает, отойди, не вступай в конфликт. Никого не обижай, обижая человека, ты обижаешь Бога». Вот как! А с Богом шутки плохи. Отец говорил: «Обижают – защищайся, не будь трусом». Тогда мне казалось, что они противоречат друг другу. Сейчас понимаю, что никакого тут противоречия нет. Меня часто спрашивают, как можно быть верующим и воином, ведь у нас есть заповедь «не убий». Но защитить себя, защитить слабого, защитить свою страну от агрессоров – это священно, это Богом благословлено, ибо как сказано в Евангелии, нет больше той любви как если кто душу свою положит за други своя. Нет ничего выше этой любви! Значит, можно быть воином благочестивым, милосердным и мужественным одновременно. Вообще если вы будете говорить о жизни с детьми на базе христианских ценностей, всё встанет на свои места.

Самое главное, если хотите, чтобы дети вас слышали, живите благочестиво, чтобы ваши слова не вступали в противоречие с вашими поступками. Дети очень чутко улавливают всякую фальшь, неправду. Мама, помню, беседовала со мной о жизненных вопросах очень много, но при этом она никогда никого не осуждала, осуждать людей в нашей семье было не принято. И поэтому я очень хорошо усвоил с детства – осуждать нельзя, это грех.

– Как поститься, если в школьной столовой ничего постного не готовят?

– Есть силы, поститесь. Нет, значит вкушайте то, что предлагают в столовой, потому как в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Всё надо делать по силам. Я, например, в юности 8 марта, если этот день приходился на Великий пост, на танцы не ходил, в новогоднюю ночь (она всегда в Рождественский пост) в компаниях не веселился. Так меня мама научила, а маму я слушался, и Бог давал мне силы.

– Как достичь идеала любви к ближнему (по Достоевскому) – деятельной, неустанной?

– Добродетель не груша, сразу её не съешь, а нам хочется всё и сразу. Надо жить правильно, по Божьим заповедям, тогда само сердце открывается на добро. Испытывайте своё сердце. Там живёт совесть – голос Божий, индикатор всех наших поступков, пророк, который нас обличает. Это «чёрный ящик», в котором всё записано, все наши тайные не только дела, но и мысли. Вот когда нас призовут к ответу на Страшном суде, этот «чёрный ящик» – наша совесть – всё расскажет, поэтому судить нас будет не кто-то, а наша совесть. Стремясь к идеалу, начните с малого: станьте терпимее к окружающим людям и более строгими к себе.

– В чём, на ваш взгляд, должно заключаться совместное сотрудничество епархии, благочиния с образовательными учреждениями?

– В проведении уроков Святой Руси прежде всего. 9 Мая – наша святыня, 4 ноября – день освобождения русской земли от польских захватчиков, его надо знать. Рождество Христово, Пасха – об этом надо рассказывать. Надо знать героев нашего времени. По телевизору их не увидишь, там герои – актёры, а представители всех других профессий – сплошь коррупционеры, взяточники, воры. А детям нужны примеры для подражания, надо искать такие примеры, они есть.

Хотя бы начальные знания о Библии также нужно преподавать детям. Я с полной уверенностью могу заявить, что человек, не знающий Библию, – необразованный человек, потому как практически все шедевры мирового искусства основаны на библейских сюжетах. Надо, чтобы дети знали жития наших великих святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Невского, имели представление об устройстве храма. Это всё вопросы не вероучительные, а информационно-познавательные. Без них формирование системы ценностей нравственных, духовных, эстетических вряд ли будет возможным.

– Предмет основы православной культуры, введённый недавно в школе, требует особого подхода, особых отношений с детьми. Где искать помощь?

– Выходите на сайты Нижегородской епархии, благочиния, Фонда преподобного Серафима Саровского, читайте газету «Епархиальные ведомости», «Православный листок», журналы «Моя Надежда», «Дамаскин» и найдёте там много полезного для себя, станете грамотными педагогами. Если этого недостаточно, объединитесь с другими учителями и обратитесь в епархию с просьбой организовать в Арзамасе курсы повышения квалификации, обязательно поможем. Создавайте методический кабинет, накапливайте методические разработки, делитесь опытом, учитесь. Но не только трудом и усердием, силой ума стремитесь к достижению цели, а призывайте помощи Божией, чтобы Господь осолил ваши труды Своей благодатью, тогда всё у вас получится.

 

 

 

8 Апр 2016