В ногу со временем, но своей дорогой

А. В. Ракушин
Директор пассажирского автотранспортного предприятия
А. В. Ракушин

Это, пожалуй, основное жизненное кредо А. В. Ракушина – руководителя пассажирского автотранспортного предприятия. Предприятия, судьба которого волнует большинство арзамасцев, особенно социально незащищенных граждан. А потому неудивительно, что после того, как на страницах «АП» было опубликовано интервью с Алексеем Владиславовичем, в редакцию стали поступать звонки с просьбой поподробнее рассказать о молодом перспективном руководителе.

– Алексей Владиславович, не страшно было взять в свои руки бразды правления предприятием, которое не назовешь, мягко сказать, стабильно работающим?

– Если быть откровенным, то я не до конца понимал, насколько организация находится в кризисной ситуации. Страшно стало тогда, когда я уже встал у руля и осознал, что только от меня как управленца и хозяйственника зависит судьба коллектива, предприятия социального значения. Вот это обостренное чувство ответственности заставило меня применять кардинально новые подходы в управлении.

– Мы уже писали о ваших первых положительных результатах в этом направлении. И все же, сомневаетесь вы или нет в том, что предприятие на сегодня по сути убыточное, недотационное уверенно будет стоять на ногах?

– Я в этом не сомневаюсь. Руководствуюсь отнюдь не эмоциями, а расчетами и цифрами. За последние четыре месяца нам удалось значительно сократить убытки, разработан план мероприятий выхода АПАТа из сложной экономической ситуации, который мы уже реализуем. Работники всегда получали и получают вовремя зарплату, но хочу заверить коллектив в том, что в ближайшее время она будет проиндексирована, а значит, повышена. Об уверенности в завтрашнем дне говорит и тот факт, что развивается социальная сфера внутри предприятия. Скоро вновь начнет работать здравпункт, есть договоренность о функционировании на базе предприятия стоматологического и терапевтического кабинетов.

Все чаще в сфере общественного транспорта начинает применяться система «Глонасс».

– Мониторинг и контроль транспорта на маршруте позволяют прогрессивному руководителю оптимизировать работу организации, сократить транспортные расходы, вести грамотную кадровую политику. С недавних пор она установлена и на наших автобусах, что позволит диспетчеру контролировать выход водителей на маршрут, точное местоположение автобусов. Это делается в первую очередь с целью безопасности. А за счет возможности контроля километража, смен водителей, ряда других показателей повысится и производительность труда.

К вам на прием легко попасть любому работнику?

– А вы спросите у коллектива, уверен, многие подтвердят, что ко мне с предложениями, замечаниями, за помощью можно обратиться напрямую без всякой записи и в любое время. Если есть возможность, ту или иную помощь обязательно окажу сотруднику. И это не потому, что я хочу казаться хорошим начальником, я просто очень благодарен коллективу за умение работать в команде, справляться со сложнейшими задачами, за понимание, за высокую трудоспособность.

– Если уж речь зашла о коллективе, то в сложившейся ситуации не пре­дусмотрено ли его сокращение, возможно, из числа пенсионеров? Интересно также ваше мнение о решении правительства увеличить пенсионный возраст.

– Что касается оптимизации производства, то, конечно, она есть, но направлена в большей степени не на сокращение людей, а на оздоровление предприятия (сокращение затрат). А что касается работников любой организации, то, на мой взгляд, сокращать надо тех, от кого нет отдачи. В АПАТе есть, к примеру, ремонтники пенсионного возраста, опыт и мастерство которых незаменимы. Поэтому есть рациональное зерно в том, что в стране хотят постепенно увеличить пенсионный возраст, ведь все равно многие после выхода на пенсию продолжают работать. Главное, чтобы у людей были здоровье и желание трудиться с полной самоотдачей.

– А молодежь идет к вам на предприятие?

– Конечно, и мы рады молодым кадрам, иначе какое может быть будущее у организации. Преемственность поколений – залог стабильности и развития предприятия.

– Возможно, слышали о том, что в Японии, если в организации дела плохи, то в первую очередь себе зарплату урезает начальник, если становится еще хуже, то он первым уходит в отставку.

– Я с этим полностью согласен. Не бывает плохих солдат, бывают плохие командиры.

– Были и есть в городе руководители, которые называют свое предприятие детищем, так так с ним связана вся трудовая жизнь, в его развитие вложено немало сил. Сроднились ли вы с АПАТом?

Не знаю, как оценить эту родственную связь, скажу только, что думаю я о нем круглосуточно. Нет такого, чтобы, перешагнув порог дома, забыл о работе. Так бывает только тогда, когда в организации все гладко и нет проблем.

Понятно, что вы переживаете за свое предприятие. А общегородские вопросы вас интересуют, если да, то какие в первую очередь?

– Конечно же, волнуют, мне свойственно чувство патриотизма. Одна из наиболее актуальных проблем, на мой взгляд, та, о которой разве что ленивый не говорит, – разбитые дороги, ведь от этого тоже зависят надежность наших автобусов, качество пассажирских перевозок. Следует заметить, что сейчас в городе делается все возможное для того, чтобы снять напряженность этого вопроса. Например, уже закончен ямочный ремонт в рамках контракта, намечен капитальный ремонт на пяти центральных дорогах города.

– Если бы у вас была возможность задать вопрос президенту, о чем бы его спросили?

– Что в его понимании счастливое государство и настоящий гражданин?

– Говорите, что вы патриот. А что для вас означает патриотизм? Всем известно, что человек ищет, где лучше…

– Для меня патриот – это тот, кто защищает свою семью, любит людей и на своем рабочем месте приносит пользу. Это не значит, что человек должен жить там, где родился. По-моему, важно делать что-то доброе и значимое в тех обстоятельствах, среди тех людей, с которыми ты находишься в данную минуту.

– То есть вы не осуждаете тех, кто уезжает из малых городов, к примеру, покорять Москву или за хорошей жизнью – за границу?

– Если человек ставит цель сполна реализовать свои возможности и тем самым улучшить не только свою жизнь, но и других, заниматься любимым делом, и такая возможность у него есть не в родном городе, а за его пределами, то за что же его осуждать… Я не родился в Арзамасе, но он и арзамасцы стали настолько дорогими, что мне кажется, я – коренной житель.

– Ваш самый любимый уголок в городе?

– Это набережная, где открывается обзор на красивую арзамасскую землю в любое время года. Здесь я хоть недолго, но могу отдохнуть от суеты, поразмышлять в одиночестве.

– Как вы проводите отпуск?

– Пожалуй, как и большинство арзамасцев. Всей семьей выезжаем раз в год на наш юг, летом в выходные ездим на природу в Морозовку.

– У вас три сына. Для мужчины – это гордость, но хотелось бы дочурку?

– Было бы здорово. Отцы должны в строгости воспитывать сыновей, а дочерей можно и побаловать. В отношении к девочкам мамы должны быть строже, чем папы.

– Вы – опытный отец, а что бы вы посоветовали начинающим родителям?

– Давать детям больше самостоятельности. Это лучше получается, когда в семье много детей. Единственного ребенка часто родители безмерно опекают, решают многие вопросы за него. А когда детей несколько, то и сюсюкать с ними не приходится. Исходя из своего опыта, я бы так сказал, первый ребенок – это неизвестность, а потому, возможно, и растерянность, но с появлением второго приходит опыт. А где третий, там уже осознание того, как следует выстраивать отношения с детьми.

– И с какого же возраста давать им самостоятельность?

– С первых шагов: упал, пусть сам учится подниматься. Пошел в детсад, а шнурки завязывает неправильно, пусть перевязывает. Школьное домашнее задание сложно выполнить, пусть дольше подумает. Родители должны помогать ребенку, а не делать что-то вместо него.

– В чем вы помогаете детям?

– В решении сложных задач по математике, в занятиях спортом (старшие сыновья занимаются вольной борьбой), в умении рационально тратить деньги (на карманных расходах учатся выстраивать свой бюджет). Конечно, реже, чем жена, но хожу на родительские собрания с той целью, чтобы знать не только об успеваемости детей, но и как они выстраивают отношения с учителями, одноклассниками. Важно вовремя сыновьям подсказать, предупредить, направить в нужное русло.

– Много говорится и даже фильмы снимаются на тему – чего хочет женщина. А чего хочет мужчина?

– Тот, кто таковым себя считает, хочет твердо стоять на ногах, чтобы и семью обеспечить всем необходимым и на работе быть востребованным. Мужчина должен реализовывать свои амбиции, но, замечу, амбиции эти должны быть здоровыми.

– Как вам удается быть в отличной физической форме?

– Говорят, для мужчины – красота не главное, но хорошая внешность – это тоже здоровье. Особого секрета нет, покажусь, наверное, банальным, но жизнь без вредных привычек и спорт – залог и здоровья, и красоты, и позитивного мышления.

– Кто-то мудрый сказал, что самое худшее зло – это не воровство и даже не убийство, а предательство. Вы умеет прощать тех, кто ударяет в спину?

– Отвечу словами Льва Толстого: «Простить можешь, обнять уже не получится».

– Насколько вы сами себя считаете обеспеченным человеком?

– У меня есть все самое необходимое: жилье (квартира, по которой я плачу ипотеку), автомобиль, моя семья может себе позволить раз в год отдых на юге, а это все уже немало.

– В вас есть дух мальчишеской бесшабашности, какого-то авантюризма?

– Только в спорте, с возрастом потянуло с аквалангом погрузиться на глубину 25 метров (имею сертификат дайвера), последние четыре года занимаюсь моржеванием.

– Человеку свойственно мечтать...

– Очень хочу посадить яблоневый сад. У многих народов яблоня – это символ любви, здоровья, долголетия, чего очень хочу всем пожелать.

 

 

Из биографии

Алексей Владиславович Ракушин родился в семье военных (отец, дед, прадед были военными). Вырос в гарнизонах разных стран и городов. В школу пошел в Венгрии, закончил ее в Польше. Имеет два высших образования: педагогическое и экономическое. Занимался преподавательской деятельностью (учитель – завуч). Успешно проявил себя и в коммерческой сфере. В частности, до недавнего времени был региональным директором группы компаний «Гармония». В феврале этого года возглавил МУП «Арзамаспассажиравтотранс».

У него дружная многодетная семья. Жена Ирина – по образованию педагог. Трое сыновей: шестнадцатилетний Ярослав и одиннадцатилетний Всеволод учатся в школе, трехлетний Дима посещает детский сад.

А. В. Ракушин по-военному дисциплинирован, ведет здоровый образ жизни, активно занимается спортом (тренажерный зал, лыжи, бег, бадминтон, подводная охота).

Открыт в общении, с хорошим чувством юмора, имеет активную гражданскую позицию, любое начатое дело привык доводить до конца.  

 

 

Фото Н. Чуркина
24 Июн 2016